Да, уважаемый читатель, именно так и не иначе. Никогда прежде я не писал о связях Великого русского поэта с нашим краем, но в день очередного юбилея — 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича, который исполняется 6 июня, мне хочется сказать об этом несколько слов.
Во-первых, потому, что в 2024 году — ещё и 195 лет с момента посещения Пушкиным в Орле генерала Алексея Петровича Ермолова. Об этом написал сам поэт в путевом очерке «Путешествие в Арзрум».
А во-вторых, согласно выводам болховского краеведа Вячеслава Рыбникова, опубликовавшего очерк «Гони их, дураков, в шею!» или Как г. Птицын боролся с «болховщиной», Александр Сергеевич на обратном пути с Кавказа посетил Малоархангельск, но попасть в этот город из Ливен, минуя село Дросково, в первой трети 19 века было просто невозможно. Значит, пусть, проездом, по Великий русский поэт проезжал нашими красивейшими местами в сентябре 1829 года.
И в-третьих, приведу читателю в полном объёме одно пушкинское стихотворение:
Художнику
Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе:
Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс громовержец,
Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.
Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.
Тут Аполлон — идеал, там Ниобея — печаль...
Весело мне. Но меж тем в толпе молчаливых кумиров —
Грустен гуляю: со мной доброго Дельвига нет;
В темной могиле почил художников друг и советник.
Как бы он обнял тебя! как бы гордился тобой!
1836 г.
Стихотворение «Художнику» обращено к скульптору Борису Ивановичу Орловскому (настоящая фамилия Смирнов, 1791-1837), о котором я несколько раз писал на сайте как самом выдающемся нашем земляке. Вот, к примеру, один из очерков — «Академик скульптуры Борис Орловский». «Бывший крепостной, в отличие от большинства скульпторов 1-й половины XIX века, не был воспитанником Академии художеств. Работал в мастерской торговца мрамором; упорный труд и самообразование позволили ему сделать прекрасный бюст Александра I; царь послал его в Рим в мастерскую знаменитого датского скульптора Торвальдсена (многие тогда творили в Италии — Мекке всех тогдашних художников и скульпторов), снабдив рекомендательным письмом к Торвальдсену.
Трудолюбие и природный талант через 6 лет поставили Орловского в ряд с ведущими скульпторами России. В залах Русского музея можно увидеть его замечательные скульптуры. Такие скульптурные композиции ваятеля, как фигура ангела на Александровской колонне, памятники М. Кутузову, М. Барклаю-де-Толли восхищают гостей Санкт-Петербурга.
Пушкин посетил мастерскую скульптора, находившуюся в здании Академии художеств, весной 1836. Скульптуры произвели на Пушкина неизгладимое впечатление. Особенно его поразила фигура М. Кутузова, в которой автор воплотил присущую полководцу прямоту и волю к победе, и скульптура М. Барклая-де-Толли, полная глубокой скорби, которую он испытал из-за обвинений в пораженчестве, когда настаивал на необходимости отступления русской армии.
«...Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов...». Отлитые в бронзе фигуры Кутузова и Барклая-де-Толли были установлены перед зданием Казанского собора в Петербурге. Торжественное открытие памятников состоялось в декабре 1837, в 25-ю годовщину со дня окончания Отечественной войны 1812 года. Прославленного скульптора и великого поэта тогда уже не было в живых.
Пушкину понравилась статуя Орловского «Сатир с цевницей», находящаяся в настоящее время в Русском музее в Санкт-Петербурге: «Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир».
В стихотворении звучит печаль от того, что автор один посетил мастерскую замечательного скульптора: («грустен гуляю: со мной доброго Дельвига нет»). Ведь А. Дельвиг, который был самым близким другом Пушкина, скончался в 1831 году. Дельвиг был большим любителем и знатоком искусства и часто вместе с Пушкиным посещал выставки, мастерские художников.
Любил искусство и сам Пушкин. В статье, посвящённой его памяти, русский писатель и литературный критик К. Полевой писал: «Он страстно любил искусства и имел в них оригинальный взгляд».
Пушкин не включил стихотворение «Художнику» ни в один из списков произведений, намеченных к печати. Стихотворение почти не привлекало внимания исследователей и упоминалось только в общих работах о лирике Пушкина". Зато мы теперь вспомнили это замечательное произведение, ведь Великий Русский поэт прославил в нём Великого Русского скульптора, уроженца Покровской земли.
Александр Полынкин
07 Июня 2024 10:38